КАК БУДУТ СДЕРЖИВАТЬ ЦЕНЫ В БЕЛАРУСИ?
Главная тема совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко во Дворце Независимости – цены, механизм их регулирования и контроля.
Вопрос ценообразования находится на постоянном контроле у главы государства. Как и обещал ранее Александр Лукашенко, все нюансы по данной проблематике обсудят на совещании.
– Я хочу чтобы вы понимали, что отступления ни влево, ни вправо не будет. Это вопрос нравственный, стратегический. Но, главное, это вопрос справедливости, – акцентировал внимание участников совещания Президент.
К слову, тема актуальна и для профсоюзов. Народный мониторинг цен специалисты ФПБ проводят ежемесячно уже на протяжении нескольких лет. Участие в совещании во Дворце Независимости принимает и председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда.
Александр Лукашенко отметил, что никто не должен “бегать в МАРТ или правительство согласовывать цены”.
– Вот у вас 3% в год прирост по каким-то группам товаров или в целом. И все. В первом квартале процент, во втором, в третьем… А в четвертом дефляция 0,1%. И люди будут понимать, как им выстраивать ценообразование. Должна быть четкая, понятная система, – привел пример Президент.
Президент особо подчеркнул, что когда правительству больше года назад было поручено заняться этой проблемой, речь не шла о замораживании или даже сдерживании цен. Речь шла о регулировании ценообразования.
– Сегодня мы обращаемся к этому вопросу публично. И в таком составе, в котором предлагало правительство. Здесь люди, которые производят товар (их представители – я имею в виду министров), которые продают товар, люди, которые организовывают в целом процесс. Все должны слышать, о чем идет речь. Кто-то будет принимать решения, а кто-то исполнять, – сказал глава государства.
Президент поручил еще раз вернуться к этому вопросу в правительстве и подчеркнул, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли не должно заниматься согласованием всех этих цен.
– Имейте ввиду, это наши первые шаги – по ценообразованию. Все будет упираться в производство, в объемы. Надо увеличивать производство. Особенно там, где мы можем, – сказал белорусский лидер.
Глава государства констатировал, что в Беларуси, в том числе в результате принятых мер по регулированию в ценообразовании, в текущем году существенно снизилась инфляция. В то же время скептики ранее утверждали, что подобные меры могут привести к уходу с рынка ряда игроков, однако ситуация абсолютно нормальная.
– У нас инфляция складывается, наверное, 5-6%. Договаривались, что в 6% вложимся. Но не больше 7%. Но было же 19% И все говорили: нельзя. Писали, что люди уйдут, торговать некому будет. Есть у нас кому торговать. А если кто-то не хочет по-человечески жить в Беларуси – дорога открыта и туда, и обратно, – резюмировал белорусский лидер.
О ситуации на потребительском рынке доложил первый вице-премьер Николай Снопков. Он констатировал, что по итогам 11 месяцев этого года розничный товарооборот вырос на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом прибыль от реализации продукции в торговле упала, что, впрочем, не стало сюрпризом для правительства, а было вполне ожидаемо и прогнозируемо.
– Это и не могло быть иначе, поскольку мы контролировали надбавки, – пояснил Николай Снопков. Вместе с тем он обратил внимание, что из 714 организаций торговли, учитываемых Белстатом, за 10 месяцев этого года оказались убыточными только 137, причем 105 из них сформировали свой убыток из текущей деятельности.
Первый вице-премьер подчеркнул, что основная масса предприятий торговли демонстрирует финансовую устойчивость.
– Инфляционные ожидания населения находятся на низком уровне. Есть доверие к власти, что мы видим прежде всего по банковской системе, и доверие к денежно-кредитной политике. При этом покупательская способность населения – одна из самых высоких за последние годы, – сказал Николай Снопков.
Он заметил, что по сравнению с 2016 годом за среднюю номинальную заработную плату можно приобрести на 60% больше свинины, на 60% больше мяса птицы, молока – в 1,4 раза больше, а картофеля – на 10%.
Прирост инфляции он объяснил тремя основными факторами. Первый – осознанные решения госорганов по отраслевому регулированию цен, которые в совокупности обусловили 2,1 процентного пункта в общем уровне инфляции. Так, в 2023 году были повышены цены и тарифы на подакцизные товары (табак, алкоголь), жилищно-коммунальные услуги, пассажирский железнодорожный транспорт, услуги высшего и дошкольного образования.
– То есть там, где нельзя было сдерживать цены, – уточнил Александр Лукашенко. – Где нужно – пожалуйста, поднимали цены. Где-то – сдерживали. Но в будущем году уже такого дисбаланса и разбежки быть не должно.
Второй фактор – рост цен на импортные товары, преимущественно из третьих стран, на фоне курсовых колебаний. Вклад в инфляцию по ним составил 1,5%. Например, импортные лекарственные препараты и фрукты подорожали почти на 12%, пассажирские железнодорожные перевозки международного сообщения – на 23%, туруслуги – на 22%.
Президент в этой связи потребовал разобраться с обоснованностью роста цен на фрукты и в особенности – на лекарства.
– Тут-то чего мы боимся? Какой-то частник из аптеки уйдет? Пусть уходит! У нас достаточно государственных аптек, которые будут заниматься. И в целом Министерству здравоохранения надо этим заниматься, – заявил Александр Лукашенко.
Глава государства еще раз обратил внимание на необходимость исключить необоснованное посредничество в этой сфере, чтобы сформировать справедливые цены на лекарства. Если посмотреть на изменение стоимости отечественных лекарств, где нет посредников, то там рост цен составил всего 2,2%.
Третьим фактором, повлиявшим на инфляцию в стране, стали решения госорганов по повышению цен в рамках постановления № 713. По словам первого вице-премьера, было 763 решения о повышении цен и 1350 по установлению цен на новые товары. Они дали вклад в инфляцию около 1%. При этом наиболее выросли в цене молоко, мясо, одежда. Зато цена на крупы, макароны, синтетические моющие средства снизилась (около 5%).
В настоящее время правительство отмечает сдержанный рост цен на большинство товаров. Если говорить о тех позициях, которые отслеживает Белстат, то по 70% товаров цены растут в пределах 4%. Если брать этот показатель в совокупности с товарами, цены на которые регулируются государством, то рост составляет 2,7%. При этом в Беларуси большинство товаров традиционно дешевле, чем в России, заметил Николай Снопков.
– В этом, конечно, определенная опасность, – заметил Президент. – Люди должны понимать, что если мы еще ниже будем держать цены, а в России – вырастут, товар уйдет. Мы это проходили.
– Да, сразу же уйдет, – согласился Николай Снопков. – Поэтому мы стараемся балансировать здесь.
Говоря о ценообразовании и инфляции, Александр Лукашенко не смог обойти стороной рост цен на отечественные овощи, в частности, на огурцы и помидоры.
– Произведите этих огурцов в достаточном количестве. Люди хотят, чтобы и в Новый год они были дешевле, – потребовал Президент.
Как доложила председатель Национального статистического комитета Инна Медведева, в декабре цены на те же огурцы по сравнению с ноябрем выросли почти на 66%. Похожая ситуация по капусте, луку, свекле, моркови и помидорам.
– Вы подумайте, что сделать. Я почему ставлю вопрос. 10-15 лет назад я бы так не говорил: дорого было – и газ, и нефть. Но сейчас же всего хватает, – отметил Александр Лукашенко.
С 1 января 2024 года будет определен процентный порог, в рамках которого любое предприятие (производители и торговля) сможет устанавливать цены для реализации на внутренний потребительский рынок, рассказал первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков после совещания у Президента.
– Изначально мы понимали, что экономические законы, как сегодня верно отметил глава государства, есть и будут, их игнорировать нельзя, это чревато. Поэтому будет выстроена система, минимально связанная с согласованиями цен с кем-то. Будет определен процентный порог, в рамках которого любое предприятие может устанавливать цены на внутреннем потребительском рынке, – пояснил Николай Снопков.
Первый вице-премьер подчеркнул, что это не будет касаться промежуточных и инвестиционных товаров, а также продукции, поставляемой на экспорт.
– Мы готовы к такой системе, и она будет с 1 января реализована, как и поручил Президент, – заявил он.
Источник: 1prof.by
Подготовила Ядвига ЧЕРНЫХ
Фото БЕЛТА
ХХI Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь» 2023
Подведены итоги ХХI Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» 2023
15 декабря подведены итоги республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь», в котором отель «Виктория&СПА» стал победителем и лауреатом в номинации «Средство размещения года» подноминации «Объекты размещения высокой ценовой категории и/или категории 4 - 5*».
Победителем и лауреатом в номинации «Средство размещения года»
подноминация «Объекты размещения средней и низкой ценовой категории и/или категории 3* до 100 номеров»: – Гостиница «Отель Монастырский».
Ежегодный конкурс "Познай Беларусь" в 2023 году проводится в 21-й раз по 13 номинациям. Организаторами выступают Департамент по туризму Министерства спорта и туризма и Национальное агентство по туризму. В этом году на конкурс было подано 835 заявок.
Поздравляем Вас с заслуженной победой! Желаем не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперед, покорять любые вершины.
«ПРОФСОЮЗЫ – ДЕТЯМ»: ДАН СТАРТ САМОЙ ДОБРОЙ АКЦИИ ГОДА
Сегодня стартовал ежегодный новогодний марафон в рамках постоянной благотворительной акции «Профсоюзы – детям». Он продлится до 15 января.
Особое внимание профсоюзы уделят девчонкам и мальчишкам из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, детям-инвалидам. Ребят пригласят на новогодние и рождественские елки, в экскурсионные поездки, вручат подарки. Не останутся без внимания и воспитанники интернатных учреждений. Профсоюзные организации страны окажут помощь в укреплении их материально-технической базы, помогут с приобретением компьютеров, музыкальных инструментов, спортинвентаря, литературы, игрушек и сладостей.
По традиции более 500 ребятишек смогут посетить организованный ФПБ новогодний праздник в Минске. Там юных гостей ждет яркое театрализованное представление, встреча с Дедом Морозом, Снегурочкой, сказочными персонажами и большой сладкий сюрприз.
В минувшем году в рамках новогодней акции профсоюзы выделили около 4,7 млн. рублей, в том числе свыше 900 тысяч – на оказание благотворительной помощи детским интернатным учреждениям.
Источник: 1prof.by
Фото из открытых интернет-источников
Новогодний экскурсионно-развлекательный квест-тур: «Зiмовыя прыгоды Цмока у Суле».
9 и 16 декабря профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации «Минсккоммунтеплосеть» организовал для членов профсоюза и их детей новогодний экскурсионно-развлекательный квест-тур: «Зiмовыя прыгоды Цмока у Суле».
В программу развлекательного путешествия входили праздничные мероприятия, танцы,интерактивы, конкурсы и для самых маленьких были подготовлены подарки и сладкие угощения.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 29 июня 2023 г. N 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», которым внесены изменения в Трудовой кодекс, вступающие в силу с 01.01.2024
Выплата заработной платы не реже двух раз в месяц
Изменены статьи 73 и 2612 Трудового кодекса в части периодичности выплаты заработной платы работникам, с которыми заключены контракты.
Заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (часть первая статьи 57 ТК).
В настоящее время законодательство о труде позволяет выплачивать заработную плату работникам, работающим по контракту, не реже одного раза в месяц.
Изменения направлены на установление единых подходов в части периодичности выплаты заработной платы независимо от разновидности заключенного трудового договора и предусматривают выплату заработной платы не реже двух раз в месяц.
Частью первой статьи 73 ТК установлено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре. При этом конкретные дни выплаты заработной платы устанавливаются с учетом периодичности, определенной законодательством, - не реже двух раз в месяц.
Законодателем сохранены прежние требования, закрепленные пунктом 4 части первой статьи 55 ТК, согласно которым наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором.
Размеры оплаты труда работников устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора (статья 63 ТК).
Законодательство о труде не содержит требований к размеру каждой из частей заработной платы при ее выплате не реже двух раз в месяц.
С учетом поступающих обращений отмечаем, что порядок выплаты части заработной платы, производимой в виде «аванса», ее размер (в твердой сумме или в виде доли в процентном выражении) и сроки выплаты целесообразно определять в коллективном договоре, соглашении,
локальном правовом акте, регулирующем порядок выплаты заработной платы, или в трудовом договоре с учетом статьи 57 ТК.
Справочно.
На практике под авансом понимается предварительная выплата части вознаграждения за труд (заработной платы), причитающегося работнику.
В налоговом законодательстве (часть третья пункта 4 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь) используется понятие «оплата труда за первую половину месяца».
Также наниматель самостоятельно должен урегулировать размер и порядок такой предварительной выплаты заработной платы (либо принять решение выплату не производить) в случае, если, например, в первой половине месяца, за которую производится выплата, работник отсутствовал (в связи с временной нетрудоспособносьтью, нахождением в трудовом или социальном отпуске, по иным причинам).
После окончания расчетного месяца наниматель обязан не позднее установленного дня для окончательной выплаты заработной платы выплатить работнику в полном объеме заработную плату за фактически отработанное рабочее время с учетом ранее произведенных выплат.
Выплата среднего заработка за время трудового отпуска
С учетом изменений, внесенных в ст.176 Трудового кодекса, наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком трудовых отпусков.
В иных случаях предоставления трудового отпуска средний заработок за время трудового отпуска должен быть выплачен с согласия работника не позднее двух рабочих дней со дня начала трудового отпуска.
Справочно: До 1 января 2024 г. средний заработок за время трудового отпуска (отпускные) во всех случаях наниматель обязан выплатить не позднее чем за 2 дня до начала отпуска.
Например: Если работник уходит в запланированный отпуск по заранее утвержденному графику, то отпускные ему должны выплатить не позднее, чем за два дня до начала отпуска.
Если же работник уходит в незапланированный графиком отпуск по договоренности между нанимателем и работником, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода в отпуск при условии письменного согласия работника.
Диспансеризация
Трудовой кодекс дополнен новой статьей 1031, устанавливающей гарантии для работников при прохождении ими диспансеризации в организациях здравоохранения.
При прохождении диспансеризации работникам гарантируется право на освобождение от работы с сохранением за ними места работы, должности служащего (профессии рабочего) и среднего заработка по месту работы.
Количество дней для освобождения от работы с сохранением за ними места работы, должности служащего (профессии рабочего) и среднего заработка по месту работы зависит от возраста работника.
В частности, на освобождение от работы имеют право работники:
не достигшие возраста 40 лет - на один день один раз в три года;
достигшие возраста 40 лет - на один день один раз в год;
достигшие общеустановленного пенсионного возраста, а также в течение пяти лет до достижения такого возраста, – на два дня один раз в год.
Справочно: согласно статье 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» общеустановленный пенсионный возраст установлен для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления. Конкретный день (дни) освобождения от работы необходимо согласовать с нанимателем.
При этом наниматель не вправе отказать работнику в предоставлении дня (дней) для прохождения диспансеризации. Порядок подачи работником заявления об освобождении от работы может быть закреплен в локальном правовом акте организации.
Также в локальном правовом акте может быть предусмотрена обязанность работника о предоставлении нанимателю документов, подтверждающих прохождение ими диспансеризации. Форма документа устанавливается Министерством здравоохранения.
Порядок проведения диспансеризации определен Инструкцией о порядке проведения диспансеризации взрослого и детского населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 августа 2023 г. No 125.
Диспансеризация населения осуществляется на основании статьи 182 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» и представляет собой комплекс медицинских услуг, оказываемых в целях проведения медицинской профилактики, определения групп диспансерного наблюдения, пропаганды здорового образа жизни и воспитания ответственности граждан за свое здоровье.
Комбинированная и временная дистанционная работа
Расширены возможности применения дистанционной работы. Внесены изменения в статью 3071 Трудового кодекса.
С учетом изменений дистанционная работа может выполняться:
-
постоянно
-
временно (непрерывно в течение определенного срока,
не превышающего шести месяцев в течение календарного года)
-
быть комбинированной (выполняться постоянно или временно с чередованием в течение рабочего времени дистанционной работы и
работы по месту нахождения нанимателя).
Комбинированная дистанционная работа позволяет работнику выполнять работу на рабочем месте и дистанционно, в том числе дома (например, 4 дня – в офисе, 1 день – дистанционно, либо часть рабочего дня – в офисе, а часть – дистанционно).
Условие о выполнении комбинированной дистанционной работы может устанавливаться по договоренности между нанимателем и работником как при приеме на работу, так и впоследствии.
Если дистанционная работа устанавливается работнику на постоянной основе (в том числе и комбинированная ее форма) такое условие обязательно должно быть отражено в трудовом договоре.
Условие о выполнении работником дистанционной работы временно оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. При этом временная комбинированная работа также не может превышать шести месяцев в течение календарного года.
Одновременно внесены изменения в часть вторую статьи 32 ТК – установление или отмена дистанционной работы в процессе трудовой деятельности признается изменением существенных условий труда, для которых требуется наличие обоснованных производственных, организационных или экономических причин.
Наниматель обязан соблюсти процедуру, предусмотренную статьей 32 ТК, в том числе предупредить работника об изменении существенных условий труда не позднее, чем за один месяц. При отказе работника отпродолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 части второй статьи 35 ТК с выплатой выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка (часть четвертая статьи 48 ТК).
Определение продолжительности трудового отпуска
Согласно изменениям, внесенным в Трудовой кодекс, вступающим в силу с 1 января 2024 г., продолжительность трудовых отпусков работников будет определяться на дату их предоставления, а при разделении отпуска на части – на дату предоставления каждой из частей.
Согласно подходу, определенному частью первой статьи 151 Трудового кодекса, в случае, когда отпуск за текущий рабочий год 2023-2024 и последующие рабочие года работником не использован и его продолжительность изменится, то продолжительность будет определяться на дату его предоставления.
Иной порядок определения продолжительности отпусков для отдельных категорий работников может устанавливаться Правительством Республики Беларусь (часть первая статьи 151 Трудового кодекса).
Справочно: Исчисление продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени определен в отношении дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. No 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. No 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» для отдельных категорий работников (инвалиды, несовершеннолетние).
Пример 1
Трудовой отпуск работника составлял 28 календарных дней. Отпуск разделен на 2 части. Часть отпуска продолжительностью 14 календарных дней работник использовал до 1 января 2024 г. В январе 2024 г. у работника появляется право на отпуск продолжительностью 30 календарный дней. При предоставлении второй части отпуска,например в феврале 2024 г., ему должно быть предоставлено 16 календарных дней (30-14=16).
Пример 2
Вопрос: Работник работал на условиях трудового договора на неопределенный срок с продолжительностью трудового отпуска 24 календарных дня. После заключения, например 7 февраля 2024 г., с данным работником контракта у него появится право на трудовой отпуск продолжительностью 29 календарных дней. В марте 2024 г.
согласно графику трудовых отпусков работнику будет запланирован трудовой отпуск за рабочий год с 12.04.2023 по 11.04.2024 г. Какой продолжительности работнику положен трудовой отпуск в данной ситуации?
Ответ: На момент предоставления трудового отпуска (март 2024 г.) у работника есть право на 29 календарных дней трудового отпуска.
Отпуск по семейно-бытовым причинам
По общему правилу продолжительность отпуска без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам составляет не более 30 календарных дней в течение календарного года.
С учетом внесенных изменений в статью 190 Трудового кодекса устанавливается, что на локальном уровне продолжительность отпуска без сохранения заработной платы можно увеличить, установив его продолжительность не более 3 календарных месяцев в течение календарного года, т.е. не более 90 календарных дней.
Также определены случаи, когда наниматель может предоставлять данный отпуск с сохранением заработной платы.
Так предусмотрено, что в случаях рождения ребенка, регистрации заключения брака, смерти близких родственников (членов семьи), по иным уважительным причинам может быть предусмотрено предоставление отпуска не более 3 календарных дней по каждой из указанных причин с сохранением среднего заработка. При этом иные уважительные причины могут быть предусмотрены в коллективном договоре, ином локальном правовом акте.
Для работников бюджетных организаций оплачиваемый отпуск будет представляться в пределах средств, предусмотренных в соответствии с законодательством на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год.
Отпуска в связи с получением образования
I. С учетом внесенных изменений в часть вторую статьи 205 Трудового кодекса работникам, получающим образование по направлению нанимателя (по решению нанимателя о направлении на обучение, в соответствии с коллективным договором, трудовым договором или договором в сфере образования) или при отсутствии направления нанимателя, по их желанию предоставляются гарантии в соответствии с Трудовым кодексом, иными актами законодательства.
Исходя из приведенной нормы, под направлением нанимателя для получения соответствующего образования следует понимать:
-
решение нанимателя (приказ нанимателя, решение правления и т.п.);
-
положение коллективного договора;
-
условие трудового договора (контракта);
-
договор в сфере образования, заключенный между нанимателем,
работником и учреждением образования.
Статьей 214 Трудового кодекса устанавливается обязанность нанимателя в предоставлении отпуска в связи получением образования без сохранения заработной платы:
работникам, впервые получающим среднее специальное и высшее образование;
работникам, получающим профессионально-техническое образование, без привязки к критерию «впервые».
До 1 января 2024 г. наниматель обязан предоставлять отпуск в связи с получением образования тем работникам, которых он направлял на обучение.
II. Появляются новации, касающихся тех работников, которые поступают в аспирантуру (адъюнктуру).
Предусматривается обязанность нанимателя предоставлять работнику отпуск без сохранения заработной платы на время поступления его в аспирантуру (адъюнктуру) (статья 219 Трудового кодекса). Продолжительность данного отпуска не изменилась и составляет до 12 календарных дней.
III. У работников, которые завершают работу по подготовке диссертации на соискание ученой степени доктара наук, появилось право на однократный отпуск с сохранением среднего заработка продолжительностью не более 30 календарных дней.
Цель данного отпуска – завершение работы над диссертацией на соискание ученой степени доктора наук. Данное право на отпуск корреспондируется с обязанностью нанимателя его предоставить (статья 187 Трудового кодекса).
Разделение трудового отпуска на части
В соответствии со ст. 174 Трудового кодекса предусматривается возможность регулировать разделение трудового отпуска на части на уровне локального правового акта.
Так, с 1 января 2024 г. предусмотрена возможность разделения трудового отпуска на две и более части не только, если такое условие предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, но и в ином локальном правовом акте организации (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.).
Данный подход будет распространяться на трудовые отпуска, предоставляемые после 1 января 2024 г. безотносительно рабочего года, за который предоставляется трудовой отпуск (его части), при условии, что наниматель урегулирует деление трудового отпуска более чем на две части в локальных правовых актах.
Сокращение работы (смены) на один час
Статья 265 Трудового кодекса дополнена нормой, устанавливающей альтернативу предоставления дополнительного оплачиваемого свободного от работы дня в неделю, который предусмотрен одному из родителей опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет.
С 1 января 2024 года по согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной деятельности организации, вместо свободного дня в неделю можно воспользоваться ежедневным сокращением работы (смены) на один час с сохранением заработной платы.
Порядок и условия такого сокращения будут определены постановлением Министерства труда и социальной защиты, которое также вступит в силу с 1 января 2024 г.
Источник: Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по ссылке
Ссылка: https://www.mintrud.gov.by/ru/komment-zakon-273z-ru?fbclid=IwAR1zwDUxLFTHHHiPLJgW90dqFQcK1g3GkL5aIT_KD94Vme6LyxhvpfCTSls